• Спілка об’єднань громадян «Всеукраїнська Федерація Споживачів «ПУЛЬС»
  • Наша оцінка

Куда деваются просроченные продукты

  • Государство не заинтересовано в раскрытии схем продажи некачественных продуктов: во-первых, на этих схемах обогащаются чиновники, а во-вторых, эта тема пока не вызывает резонанса в обществе

     Согласно украинскому законодательству, продажа продовольственных товаров с истекшим сроком конечной реализации категорически запрещена. Равно как и некачественная продукция, опасная для здоровья людей, фальсифицированная, содержащая ГМ-продукты, или ввезенная на территорию страны контрабандно. И тем не менее торговля и теми, и другими продуктами просто таки процветает. Об этом свидетельствуют многочисленные материалы проверок на потребительских рынках в различных регионах страны. К примеру, по информации представителей Главного управления по вопросам защиты прав потребителей (Киевской городской государственной администрации) в этом году в Киеве разного рода нарушения при реализации продтоваров выявлены в 85–90% проинспектированных субъектов хозяйствования, занимающихся торговлей продуктами питания. В Луганской области — у более 95% проверенных предприятий. Как отмечают луганские инспектора, наибольшие объемы (треть и более от проверенных) бракуются и снимаются с реализации по следующим товарам: рыба и рыбопродукты, мясные изделия, молокопродукты, куриные яйца, сахар, детское питание, соки и сокосодержащие напитки, чай, кофе, кондитерские и макаронные изделия. Основные нарушения связаны именно с продажей контрафактной, некачественной и просроченной продукции, то есть представляющей угрозу здоровью потребителя.

    ПОЛОВИНА ТОВАРООБОРОТА

    Учитывая эти данные и примерные оценки операторов объемов теневого сектора по различным группам продтоваров, как минимум 50% всей реализуемой пищевой продукции на украинском рынке можно прямиком отправлять на утилизацию (примечательно, что официальной статистики утилизации продуктов питания найти невозможно, да и фирм, которые этим занимаются, не так уж и много).

    Такая ситуация происходит в первую очередь потому, что государство не выполняет своей функции по обеспечению продовольственной безопасности страны в плане удовлетворения потребностей населения страны качественными и доступными по ценам продовольственными ресурсами. Государству, по большому счету, наплевать на жалобы рядовых граждан по поводу качества, ибо для чиновников более важны показатели «роста производства» и «стабильности цен». Более того, если исходить из объемов этого теневого рынка — закрывать его невыгодно самим же чиновникам, которые на нем «кормятся». Да, госинспекции бракуют и снимают с реализации негодные товары, штрафуют нарушителей законодательства, однако бизнес «на здоровье граждан» не увядает. Напротив, и производители, и торговцы продолжают изощряться в обмане потребителя, сбывая ему настоящую отраву или товар «второй свежести». К примеру, просроченные продукты питания вместо отправки на утилизацию зачастую приобретают «вторую жизнь» путем нехитрых комбинаций, о которых неоднократно упоминалось в прессе и о чем достаточно осведомлены сами потребители. Это и перебивка даты изготовления и срока реализации, удаление информации о сроке годности и хранении, перефасовка товара с новой датой реализации, переработка на другие виды продукции (копчености, солености, гриль, маринованные и кулинарные изделия и т. д.). И, как известно, подобными махинациями грешат не только средние и мелкие торговые предприятия, но и крупные торговые сети. Иными словами, в четырехугольнике государство — производитель — торговые сети — покупатель всех практически все устраивает. Государство ограничивается чуть ли не единственной позицией — конфискует ту продукцию, от которой человек может реально умереть или серьезно заболеть. Производитель и торговые сети заключили мировое соглашение, согласно которому торговая сеть берет на себя обязанность по максимуму сократить списание, используя все доступные методы (получая взамен те или иные бонусы). Покупатель же воспринимает свое положение с философским спокойствием, исходя из принципа — остался жив, и хорошо.

    ИЗМЕНЕНИЯ НЕ НУЖНЫ

    А ведь по закону (ЗУ «Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или последующем использовании некачественной и опасной продукции» от 14.01.2000 года №1393-XIV) просроченные товары должны быть изъяты из обращения и направлены на утилизацию (за небольшим исключением — на переработку) за счет владельца (собственника) этой продукции. Но для владельца товара отправить его на утилизацию, во-первых, дорого, во-вторых, сам факт возврата несет значительные убытки и в-третьих, особо везти некуда. Система утилизационных заводов, которая работала при союзе, уже давно разрушена. К примеру, ранее для утилизации мясо-молочной продукции в каждой области работал ветсанутильзавод, а сегодня работают лишь некоторые. По сути, утилизация пищевой продукции представляет сегодня незначительный сегмент общего рынка утилизации. Компании главным образом специализируются на утилизации твердых бытовых отходов, строительного мусора, жидких и твердых нефтесодержащих, токсичных и опасных отходов, архивов и документов, боеприпасов и т. д. А поскольку «пищевикам» в настоящее время выгоднее продолжать реализацию своего просроченного неликвида (не говоря уже о продажах неучтенного контрафакта) и при этом не иметь особых последствий, даже если поймают за руку (штрафы более чем минимальны), то в добровольном порядке они вряд ли перейдут к цивилизованным формам работы на рынке.

     

    ЭКСПЕРТЫ «К:»

    Елизавета Святкивская

    главный редактор журнала «Мясной бизнес» 

    — Вопрос возврата готовой мясопродукции из розницы — один из наиболее болезненных в мясной промышленности. На законодательном уровне для предприятий мясной промышленности даже не определено, как учитывать в производстве нереализованную продукцию. Для повторного использования разрешается только технологический брак, допущенный во время производства, да и то в низших сортах и не более чем 3%. Как правило, торговля не заключает договор с производителем мясопродукции на его реализацию, если он не предусматривает отсрочку платежа и возврат нереализованного товара. При этом мясокомбинаты уже практически смирились с фактом возврата, доля которого у разных предприятий может составлять до 30% от всей направленной в торговлю продукции. В первую очередь это зависит от региона и покупательной способности населения, текущей политической ситуации в стране (социальные выплаты), стоимости сырья, рекламной поддержки, личных договоренностей о продвижении товара того или иного предприятия. Единственное, что сегодня очень возмущает технологов предприятий (которым и приходится решать проблему возврата) — это недобросовестное отношение к нереализованной продукции. Ведь если торговля отдает те же деликатесы за день-два до конечного срока реализации, их можно использовать в производстве ливерных и других низкосортных колбас. В противном случае товар надо не просто выбросить, а еще и найти для этого законные способы. Производителей, которые сами диктуют условия торговле, в стране единицы. Высокое качество их продукции и стабильный спрос вынуждает торговые сети обращаться к ним с целью сотрудничества, и в таком случае предприятие предоставляет торговле товар по предоплате и без возможности возврата. Большинство крупных мясокомбинатов решают эту проблему, предлагая специалисту той или иной торговой сети личное вознаграждение за хорошее место на полке и продвижение товара, таким образом, сокращая объемы возврата. Еще один вариант — заложить возможные убытки от предполагаемого возврата в себестоимость продукции. Небольшие предприятия, для которых даже само вхождение в торговую сеть является дорогим удовольствием, стараются искать иные каналы реализации, поскольку возврат может вообще привести к банкротству предприятия. И, кстати, вот эти «иные» каналы реализации решают проблему нереализованной продукции порой не самым лучшим образом — перебивая сроки реализации, отмывая от плесени и т. д., с тем чтобы все-таки реализовать продукцию, а не заложить ее в убытки.

    Олег Музыченко, «Комментарии: знать и понимать»

Повернутися до списку